Учиться и еще раз учиться!
Травы Алтая

Гуманистическое воспитание: три зоны комфорта

Эта тема  для меня новая. Конечно, всем понятно, что такое гуманизм. Только кто это  берет в расчет?

красота

Актуальность темы

Человек постоянно находится в развитии, только оно может идти в двух противоположных направлениях. Есть движение вперед – прогресс, и движение назад – деградация, как мы привыкли называть, регрессивное развитие.

Эта проблема актуальна, потому что, как бы ни старались родители и учителя направить детей в правильное русло, часто приходится разочаровываться.

Сегодня у нас была лекция очень интересная.  Она касалась отношений – учитель-ученик, но информация применима для любых жизненных ситуаций, особенно важна для семейного воспитания.

 Психологическая помощь ребенку может быть связана со знанием зон познания.

Демонстрация

Началась лекция с практического наблюдения. Одна участница группы играла роль учителя, вторая – ученицы.  Никто не знал, в чем суть задания. Условие было простым – следовало «учительнице» провести вокруг парт «ребенка» у которого завязаны глаза.

«Ребенок» боялся, а «учительница» сначала вела за руку, потом в обнимку, затем стала комментировать действия словами. Потом лектор объяснила нам, что мы наблюдали. Метафоризм заключался в том, что  ребенку всегда страшно делать то, смысл чего ему не объяснили, и то, что опасно и неизвестно, а также пугает отсутствие самостоятельного контроля над ситуацией.


И вот так происходит общение детей и взрослых. Взрослый что-то приказывает, аргументации нет. Ребенок боится и выполняет, не понимая, зачем его мучают, зачем это ему нужно.

И человек, который привык быть ведомым, попадая в самостоятельную жизнь, паникует, не знает, что делать теперь с этой свободой.  И тогда он начинает искать другого, кто будет за него решать. И часто это приводит в секту.

Здесь  для лучшего понимания ситуации нас познакомили с  образным представлением трех зон познания

3 зоны познания

зоны комфорта

Я коротко перескажу смысл:

…Представьте, что человек – это точка. Если вокруг точки нарисовать окружность, то это будет ЗОНА КОМФОРТА – самая близкая к человеку. Следующий круг – ЗОНА РИСКА (неизвестное, но можно попробовать), и самый отдаленный – ЗОНА ПАНИКИ ( например, если нашего человека забросить в леса Амазонки).

Находясь в зоне комфорта, человек не хочет развиваться. Ему и так хорошо. Это бывает, когда человек сидит дома, в безопасности, занимается своими делами в окружении близких людей.

Задача воспитателя (учителя, мамы) – помочь ребенку совершить выход из зоны комфорта в зону риска. Ведь зона риска – это зона развития. Это все то, что человеку пока неизвестно. Он должен рискнуть и попробовать, а затем решить, понравилось ему или нет.

Как пример, можно взять курение. Все вокруг курят, ребенок хочет узнать, а как это – курить. Он пробует и делает выбор, станет он этим заниматься или не станет.

Невозможно лишить да и не нужно познавательного интереса.

Задача взрослого – отсечь, сделать немодным то, что со знаком минус, и привлечь положительное.

Только как это сделать? Каким способом нужно развивать ребенка?

Здесь приводится пример с цветком. Человек, когда хочет вырастить цветок, заботится о нем, ухаживает, поливает. Но ему никогда не придет в голову схватить цветок за верхушку и приказать расти. Так и ребенка нельзя силой  заставить развиваться. Нужно создать интерес и обязательно мотивировать.

А еще не стоит использовать команды, запреты, говорить «нельзя».  Это вызывает страх, но не понимание правильности требования.

«Нельзя» нужно говорить только в двух случаях:

  1. Нельзя посягать на жизнь и здоровье другого человека.
  2. Нельзя не развиваться, не совершенствоваться.

Далее преподаватель выделила 3 компетенции. Первая из них – это формирование позитивной самооценки.

Нам был предложен тест на выявление нашей самооценки.

Тест на тип самооценки

Задание: нарисовать в горизонтальную линию 5 кружков и написать в любом месте листа «Я».

Ключ: Достоверность теста 50-70%. Если «я» находится на уровне среднего кружка, то самооценка средняя. Если правее – то низкая, левее – высокая.

Большой размер кружков и «я», расположение в середине листа указывает на тяготение к высокой самооценке.

«я» внутри кружка – человек так организовывает свое пространство, что у него всегда куча проблем.

За пределами кружков внизу – человек вне проблем, но они висят над ним. Вверху – человек абстрагирован от проблем. «я» на пересечении кружка и пространства листа – переходное состояние.

Маленькие кружки и вверху – высокая степень альтруизма.

Центральное расположение – ставит себя в центр жизни.

У меня результат теста был достоверным. Все правильно вышло. Я нарисовала кружки средние по размеру, посередине, «я» внутри среднего кружка. Это значит средняя самооценка, тяготеющая к высокой. Постоянно нахожу себе проблемы и создаю их.А также ставлю себя в центр жизни. В принципе, так и есть.

Сказочные персонажи

сказочный персонаж

Следующая тема – это зависимость развития личности от сказочных персонажей.Волшебные сказки учат все время надеяться на кого-то и на чудо. Это отнимает понимание добиваться всего самому. У детей теряется самостоятельность. Поэтому сказки лучше подбирать не волшебные, а бытовые, т.к. они ближе к реальной жизни.

Также важно учить детей работать в команде, где каждый выполняет свою роль и чувствует ответственность за всех.

Приводится пример с врачами, каждый из которых прекрасный специалист в своей области, но не понимает ничего в других. Поэтому часто пациента гоняют по всем врачам наугад. Отсутствует командная система.

Еще одна компетенция – развитие лидерских качеств, таких как самостоятельность и умение решать в ситуации выбора.

Совет – книга Артеменко, Завадская. «Азбука форм воспитательной работы».Там представлены интерактивные формы работы.

Если вы мама, учитель, психолог, воспитатель, то эта книга может во многом помочь.

Надеюсь, все поняли, в чем преимущество гуманистического воспитания над авторитарным.

На главную

Поделитесь, с друзьями, пожалуйста! -

    И здесь не забудьте

    Опубликовать в LiveJournal
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники

    4 комментария к записи “Гуманистическое воспитание: три зоны комфорта”

    • Ят люблю первую зону,но последнее время стал выходить и во вторую. Третью точно не люблю.

      [Ответить]

      Quetzal

      dominanta Ответила:

      Я люблю тоже первую, хотя приходжится и в последнюю частенько заходить.

      [Ответить]

    • Гуманистическое воспитание нужно, в первую очередь, для того, чтобы воспитать гуманистов — ставящих человека выше всех иных вещей и явлений, как главную ценность в жизни.

      Авторитаристы же воспитывают не людей, а — пыль, навоз, винтиков какой-либо системы.

       

      [Ответить]

      Quetzal

      dominanta Ответила:

      А что они еще могут, если их самих такими воспитали? 

      Ненавижу системы всех мастей, но   быть вне системы — значит оказаться вне социума. Жаль.

       У нас  выше человека бабло и власть. остальные — никто.  Я всегда ощущала, что я никто для тех, кто наверху. Но я себя люблю и  поэтому  возникает внутренний конфликт.  

      [Ответить]

    Оставить комментарий

    Подписочка
    Цифры